Пилон


Пилон
, Жермен (Pilon Germain) Ок. 1525/1537, Париж — 1590, Париж. Скульптор, один из крупнейших мастеров французского Возрождения. Учился у своего отца — резчика по камню. Работал в основном в Париже и замках вокруг столицы (Фонтенбло). Был образованным человеком, любившим и хорошо знавшим античную поэзию и историю. В ранних произведениях художник прославляет красоту и обаяние юности (Три Грации, ок. 1563, Париж, Лувр). Работая в мраморе, ваятель искусно передает упругую гибкость и стройность тела, грацию движений, изящество форм, ощущение нежной поверхности кожи, ее матовое свечение. Хотя композиция была создана как надгробное сооружение — Грации поддерживают урну с сердцем Генриха II, — облик девушек исполнен ясного, просветленного приятия жизни. Это одно из самых прекрасных творений французского Ренессанса. Совместно с архитектором П. Леско Пилон работал над монументальной усыпальницей Генриха II и Екатерины Медичи (1563—1572, Париж, аббатство Сен-Дени). Надгробие в виде грандиозной арки венчают статуи коленопреклоненных короля и королевы в парадных одеждах. Несмотря на некоторую обобщенность трактовки, Пилон передает различие характеров и индивидуальности королевской четы. Образ Генриха II, получившего смертельное ранение на рыцарском турнире и умершего в возрасте 40 лет, поражает своей человечностью. В тихой задумчивости лица, в неуверенном наклоне головы, в жесте рук проступают растерянность, недоумение и в то же время смирение перед судьбой. Хотя Екатерина Медичи также изображена в молитвенной позе, от ее фигуры исходит ощущение концентрированной, деятельной энергии. Лицо четких определенных форм, с плотно сжатыми губами говорит о волевом, властном характере. Надгробие создавалось при жизни королевы по ее заказу, и скульптор изобразил ее такой, какой она желала остаться в памяти потомков. В статуях королевской четы проявился несомненный дар мастера в области портрета. Внутри арки король и королева представлены полуобнаженными, распростертыми на мраморных саркофагах, как бы в предсмертной агонии. Подлинным шедевром мировой пластики является надгробная статуя канцлера Рене Бирага (1584—1585) и его жены Валентины Бальбиани (1572—1584, обе — Париж, Лувр) работы Пилона. Поражают мощная лепка, динамика и выразительность скульптурных форм, сложность и многоплановость в передаче внутреннего мира человека. Художник мастерски трансформирует реальные объемы человеческого тела, одежды в выразительные пластические формы: мантия Бирага упругими динамичными спиралями стелется за ним, словно некое бронзовое чудовище, притаившееся за спиной коленопреклоненного канцлера. Метафоричность мышления — характерная особенность, присущая творчеству Пилона и французского Возрождения вообще. В статуе Валентины Бальбиани перед нами предстает прекрасная молодая женщина, как бы погруженная в воспоминания. В ее образе запечатлены умиротворенность и сосредоточенность души, словно человек на грани бытия пытается проникнуть в некие неведомые тайны, постичь некие великие истины. В обработке мрамора сказалась школа, полученная Пилоном в мастерской отца. С тончайшим, но не навязчивым мастерством передает ваятель различные фактуры: нежную податливую мягкость кожи, шелковистый блеск локонов, узорчатое шитье великолепного платья. Умение воссоздать особенности внутреннего мира человека, индивидуальность модели определили успешную работу Пилона в жанре портрета: бюст Генриха II (ок. 1570— 1575), Карла IX (оба — Париж, Лувр), епископа Ж. Де Морвийе (1577, Орлеан, Музей изящных искусств); медали с портретами Генриха II, Карла IX, Екатерины Медичи, Рене Бирага и др. Поздние работы Пилона пронизаны настроениями тревоги (Скорбящая Мадонна, ок. 1586, Париж, Лувр). В образе Марии отражено смятение души, охваченной скорбью. Техника терракоты сохранила трепет прикосновения рук художника, следы движения пальцев и стека по влажной глине, выражающие волнение самого мастера. В рельефе Снятие с креста (1580-е, Париж, Лувр) в поникших контурах, в нервном ритме линий воплощена тема скорби: кажется, "плачут" складки одежд, струящиеся потоки волос. Даже фон пролеплен тончайшим рельефом, испещрен чуть заметными колебаниями высоты рельефа, углублениями, подъемами — словно поверхность его "дышит"; отражающиеся блики света создают ощущение одухотворенной пространственной среды. Произведения последнего периода созвучны кризисным явлениям в истории Франции, охваченной братоубийственными религиозными войнами, кризисом ренессансного гуманизма.
Лит.: Terrasse Ch. Germain Pilon. Paris, 1930; Berge I. Germain Pilon. 1934; Gaehtgens T. W. Zum fruhen und reifen Werk des Germain Pilon. Bonn, 1966 (Diss.).
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Синонимы:

Смотреть что такое "Пилон" в других словарях:

  • Пилон — в Эдфу …   Википедия

  • Пилон — мощная опора, поддерживающая перекрытия, своды, арки, устои мостов. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1. монументальный фасад древнеегипетского храма в виде двух глухих суживающихся кверху «башен» с входным порталом между ними …   Строительный словарь

  • пилон — а, м. pilon m., гр. pylon ворота. 1. Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся в входа в древний египетский храм. БАС 1. 2. Массивный столб или устой прямоугольного сечения, служащий опорой перекрытий, подвесных мостов или стоящий с каждой… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • пилон — пилона, м. [греч. pylon – сени, портал] (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на мост и т. п. 2. В древнем Египте – башня в форме усеченной пирамиды перед храмом (истор.). Большой словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • пилон — башня, устой, колонна, обелиск, столб Словарь русских синонимов. пилон сущ., кол во синонимов: 6 • башня (45) • колонна …   Словарь синонимов

  • ПИЛОН — (от греч. pylon букв. ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.2) Башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПИЛОН — ПИЛОН, пилона, муж. (греч. pylon сени, портал) (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на мост и т.п. Мост висит на цепях, перекинутых через четыре пилона. 2. В древнем Египте башня в форме… …   Толковый словарь Ушакова

  • Пилон —         (греч. pylon ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов. 2) Башнеобразные сооружения с трапециевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся… …   Художественная энциклопедия

  • ПИЛОН — каменная, железобетонная или металл. башня (колонна) на быке висячего моста, служащая для поддержания кабелей моста, перекинутых через ее вершину. На каждом быке устанавливается по два П., к рые по верху соединяются друг с другом при помощи… …   Технический железнодорожный словарь

  • Пилон — (греч. pylon – ворота, вход) 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов; 2) башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы. Большой… …   Энциклопедия культурологии

  • Пилон — пилон: несущий элемент конструкции, опора висячего или вантового моста в виде башни стойки или портала, служащий для опирания кабеля, цепи или системы вант. Различают жесткие и качающиеся пилоны... Источник: СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и …   Официальная терминология

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.